TEZ TOUR - о принципах, конкурентах и своих миллионах
Крупные туроператоры вроде TEZ TOUR всегда привлекают внимание: едва ли не любой шаг такого игрока способен изменить картину на том или ином направлении. И конечно же, агентам хочется знать, как дела у их партнера. "Какие к нам есть вопросы? Давайте любые - на все ответим", - заявили в руководстве компании.
- Для начала такое мнение: TEZ TOUR сегодня не воспринимается как туроператор № 1, наседают конкуренты. Вас это не беспокоит?
- "Туроператор № 1" - не более чем удачный рекламный ход, задуманный несколько лет назад. Он выстрелил в десятку и работает, как мы видим, до сих пор. На самом деле мы не всегда были такими безусловными, с громадным отрывом, лидерами рынка. Одним из них - точно да! Безусловно, за это время что-то изменилось. Где-то нас обогнали, где-то нет. Мы по-прежнему работаем на массовых направлениях, где зарабатываются основные операторские деньги, и везде, я полагаю, находимся как минимум в тройке лидеров. На наших исконных направлениях, Турции и Египте, мы на первых-вторых позициях. По Испании, которой занимаемся всего четыре года, не считая Тенерифе, держим 2-3-е место - это очень неплохо, при том что лидер направления работает на нем 15 лет. По Греции в этом году лучше вообще быть последним, потому что все остальные там борются за первенство по потере денег. По дальнемагистральным Шри-Ланке, Мальдивам, Таиланду, Кубе и Доминикане мы тоже в первой тройке. Да и на новых наших направлениях, Австрии и Эмиратах, конкурентам приходится с нами считаться.
Для нас экономика важнее, чем просто наращивание объемов. Мы готовы где-то "подгореть", но, если видим, что это неперспективно, с удовольствием предоставим право уходить в минус другим. Мы - один из немногих туроператоров, кто зарабатывает. У нас в прицеле прибыль, а не амбиции. Так что по экономике, по деньгам TEZ TOUR - № 1.
- Низкие цены "Библио-Глобуса" вызывают огромное раздражение рынка, а планы у этого игрока самые амбициозные. До какого предела можно отступать и сокращаться, сохраняя рентабельность? Как противостоять демпингу?
- Ну, покупает же Сулейман Керимов для махачкалинского "Анжи" игроков по 20 млн долларов из "Реала", "Интера", "Челси", и весь футбольный мир в ужасе. Станет ли от этого лучше игра команды - большой вопрос. Мы не знаем, насколько серьезны сделанные инвестиции и помогут ли они демпингующему оператору.
Как этому противостоять? Договариваться с теми отелями, которые не хотят, чтобы их продавали за копейки и страдал их имидж. Еще - держаться своего уровня рентабельности и прибыльности, своей политики. По Таиланду весь сезон агентства кивали на демпинговые цены и спрашивали нас: "А что же вы?" А мы говорили и говорим: "Пожалуйста, покупайте. Вы же понимаете, какое качество получите и что дадите своим клиентам. А мы будем продавать другой продукт". Выбор, в конце концов, за агентствами.
- О вашем кредите в $150 млн. Наблюдатели полагают, что "на падающем рынке влезать в долги очень рискованно". Что скажете?
- Вопрос, для чего туроператор берет кредит. Если для покрытия операционных или иных текущих расходов, то это рискованное мероприятие. Мы же в данном случае берем кредит под определенный целевой проект развития нашей отельной сети, т. к. считаем, что именно на падающем рынке самый удачный для этого момент. Потом, как вы понимаете, такие деньги не даются просто под честное слово, оборот или что-то там еще. Кредит и активы холдинга находятся в разумном равновесии, и кредитор это хорошо понимает.
- У TEZ TOUR были конфликты с "Аэрофлотом" из-за анталийских блоков, менее явные, по ценам, - с "Трансаэро". А сейчас?
- Конфликтов у нас нет, есть ежедневные рабочие отношения. Мы, как всегда, работаем с обоими основными перевозчиками. В отношениях с "Аэрофлотом", к нашему большому сожалению, мало что меняется, по-прежнему анталийская перевозка по понятным всем причинам сосредоточена в одних руках. На фоне этого тяжело строить отношения с перевозчиком по основным направлениям, но "Аэрофлот" все равно будет пользоваться спросом, а мы - предлагать его услуги своим туристам. Правда, декларируемые им стандарты не всегда оказываются таковыми, в плане комфорта, например: в терминале F нет вентиляции, она проектом не предусмотрена, и летом находиться там невыносимо, до обмороков. А между тем половина рейсов нацперевозчика до сих пор приходится именно на этот терминал, построенный еще для Олимпиады-80. Хотя рядом работает новый, современный терминал D.
С "Трансаэро" у нас сегодня более тесное сотрудничество, и на их крыльях базируется большая часть нашего объема. Тем более что самолеты "Трансаэро" летают сей час из двух основных московских аэропортов.
- А как обстоят дела у I Fly, удалось ли расширить парк перевозчика?
- В парке I Fly сейчас четыре В-757/200 в компоновке "221 место без бизнес-класса" - это самые востребованные на сегодня машины, среднемагистральные. Возраст - порядка 7-9 лет, у большинства других авиакомпаний самолеты гораздо старше. Все "боинги" выполняют в основном региональную программу TEZ TOUR. Планы по расширению парка есть, но зависят они не только от готовности авиакомпании купить новые машины, но и от многих внешних, субъективных факторов.
- Правда ли, что TEZ TOUR перекупает специалистов по связям с агентами из других туроператорских компаний? Называли г-жу Лиховцеву из "Натали Турс", г-жу Самылину из PAC Group.
- Слово "перекупать" в этой ситуации совершенно неприемлемо. Мы абсолютно точно никого не перекупаем. Есть инициатива людей, которые по тем или иным причинам потеряли интерес к своим компаниям или к которым руководители компаний потеряли интерес. Все специалисты, с которыми мы ведем переговоры о трудоустройстве, на этот момент не являются сотрудниками других турфирм и находятся в поиске предложений.
- То есть эти встречи не имеют никакого отношения к изменениям в агентской политике TEZа?
- Мнение специалиста, пришедшего к нам из другой уважаемой компании, всегда полезно и интересно, т. к. при нашей ежедневной суете взгляд на многие вещи просто замыливается. Мы надеемся, что все приходящие к нам специалисты привнесут в развитие компании TEZ ТOUR, в т. ч. ее агентской сети, что-то новое. Иначе бы мы с ними не встречались. Мы ставим им те задачи, которые хотим решить.
- Ваши уполномоченные агенты говорят, что вы закручиваете гайки: сократили срок действия франчайзингового договора с года до шести месяцев, повысили план продаж.
- Насчет завинчивания гаек я бы не согласился. Просто мы стали требовать выполнения тех пунктов договоров, которые были прописаны еще десять лет назад, но мы на них смотрели сквозь пальцы. Агентский рынок сегодня разболтан, избалован и одновременно дезориентирован появлением новых игроков, щедрыми комиссиями, низкими ценами... Они готовы продавать продукт не двух-трех туроператоров, концентрируя усилия и потоки для получения лучших условий, а всех подряд.
Кто-то из ТО ставит сегодня своей целью открытие возле каждой станции метро "своей" турфирмы, не озадачиваясь особо, что там будет продаваться под его брендом, кто-то сосредоточен на качестве и эффективности работы уже имеющихся. Мы считаем так: пусть уполномоченных агентств TEZа останется меньше, но они будут придерживаться нашей стратегии и работать по нашим направлениям. Нам нужна качественная розница.
- Владимир Вадимович, нет ли у вас планов от лица АТОР лоббировать отмену новых поправок в закон, которые предполагают работу турагентств только от имени и по поручению туроператоров?
- Что значит "нет планов"? Будучи вице-президентом АТОР, я как раз и выступал за это. У нас, правда, взгляды с некоторыми руководящими органами разошлись.
Вообще-то крупным туроператорам принятие поправок выгодно, потому что гарантии своей состоятельности агентства будут предъявлять тем, у кого больше ассортимент и масштабы.
Но вместе с тем мы понимаем, что это приведет к развалу нынешней розницы. Хотя в том виде, в каком она сейчас существует, ее успех сомнителен. Как и перспективы того, что агентский рынок когда-нибудь отрегулирует себя сам. Некоторые административные меры, на мой взгляд, просто необходимы, вопрос - какие. Они должны серьезно обсуждаться, глубоко продумываться. Поспешность принятия недодуманных до конца поправок лишь усугубит существующее положение на агентском рынке. Но если поправки все же примут, розничному рынку предстоят кардинальные перемены, и жить придется по новым законам.