Заполучить в самую горячую рубрику журнала такого гостя, как Александр Буртин, — настоящая журналистская удача: слишком уж непубличная фигура совладелец и коммерческий директор TEZ TOUR. Вопросов к нему в отрасли, как нетрудно догадаться, накопилось немало, причем очень разноплановых — от глобальных до почти что частных, но непременно острых. Александр Иванович интерес общественности удовлетворил в полной мере, оставив без комментария одну невинную просьбу: ответить, кому на самом деле принадлежит ТEZ TOUR. Чем, впрочем, ничуть не снизил общую «наэлектризованность» разговора.
— Итак, первый вопрос от участников рынка: «Почему в своей рекламе ТEZ не ссылается на рейтинги и премии как доказательство того, что он — «оператор номер один»? Ведь это могло бы предотвратить жалобу на вас в Федеральный антимонопольный комитет».
— Нашей рекламой занимаются профессионалы. Вместе мы решили, что такая подача подходит нам и «Первому каналу». Слоган «Оператор номер один» появился, когда мы выходили на телевидение, это было полтора года назад. Странно, что жалоба появилась только сейчас. Вероятно, те, кто ее подали, беспокоятся о клиенте. Это хорошо. Дождемся результатов.
— Теперь о «горячей точке» туристического сезона — Греции: «Неудачное лето, чудовищный демпинг — операторы дотировали по 500 евро на путевку. Стоит ли вам продолжать?»
— Демпинг там не сильно отличался от прошлого года и от ситуации на других направлениях этим летом. Мы считаем сезон по Греции удачным, потому что выполнили свои задачи. Первый год направление не может быть рентабельным, но финансовым результатом мы тоже довольны. Точные цифры я смогу дать в октябре.
— Однако наблюдатели считают, что нынешний год многие крупные компании закончат с большим минусом, и TEZ TOUR — не исключение: дельта между вложениями и прибылью становится все значительней, бизнес попадает в зависимость от оборота, образуются «дырки» в миллионы долларов. Что скажете?
— Может быть, мы заработаем меньше, чем планировали, но в плюсе будем однозначно. Вместо того, чтобы сильно вырасти, рынок поднялся незначительно, что не является проблемой. Рост стоимости авиаперевозки немного выбил из колеи, но это поддается корректировке. Безусловно, большие обороты и маленькая маржа — вопрос не сегодняшнего дня. Он существует давно, и у западных операторов — тоже. Поэтому перспективы открываются перед теми, кто умеет находить ниши, в которых можно зарабатывать и оптимизировать расходы, достигая нескольких процентов рентабельности именно от большого оборота.
— Пара вопросов общественно-политического плана. «На собрании АТОР, когда обсуждался вопрос о создании органа саморегулирования отрасли, только представитель ТЕZ выступил против. Почему?»
— Мы не против саморегулирования. Но в данном случае нам показалось, что за счет АТОР компании пытаются решать свои личные задачи, выдавая их за общие. Нам показалось это нечестным и не имеющим ничего общего с развитием отрасли. А не выступить против — значит поддержать.
— Продолжу. «Крупный бизнес старается дружить с властью. А вы известны своей дерзкой независимостью. Такие крутые?»
— Часто власть рассматривает предпринимателей как финансовую основу для решения политических задач. Мы, к сожалению, подобную и достойную поддержку обеспечить не можем, потому что у нас некрупный бизнес. Я периодически проглядываю рейтинги самых богатых людей «Форбс» и не нахожу там не то что себя — никого из туристических деятелей. А независимы мы, потому что честны. Любое соглашательство, в конечном счете, лишено перспективы. Так что это не вопрос крутизны — просто с туризма брать нечего.
— Еще вопрос: «Синигибский и Буртин редко появляются на публике, они не слишком доступны прессе. Разве в личный имидж не нужно вкладывать усилия и средства?»
— Мы специально продвигаем TEZ TOUR как бренд, а не как «человек и пароход». Компания — это плод идей и работы многих людей, не нас двоих. Основатели рано или поздно становятся тормозом собственного дела, о чем свидетельствует история всего мирового бизнеса. Потому мы стараемся, чтобы TEZ TOUR не стал заложником наших представлений, которые когда-нибудь устареют.
— Многие владельцы агентств против вашей системы поощрения отдельных менеджеров — мол, она разваливает внутреннюю иерархию розничной компании. Как прокомментируете?
— Менеджер может стать участником нашей бонусной системы только с согласия директора агентства. Таково обязательное условие. Мы долго спорили из-за этого, понимая, что система поощрения не должна быть фактором, из-за которого агентство теряет, а конкретно Вася кладет что-то в карман. В результате ушли от практики прямых денежных поощрений, избрав форму учебно-методической поддержки. Бонусы можно использовать для оплаты поездок за рубеж, что в нашем деле является профессиональной необходимостью. Причем речь идет и об отдыхе с семьей, и о рекламных турах.
— В агентской среде есть мнение, что из-за «высоких технологий» вы теряете человечность. Пример: не так давно TEZ изменил время вылета и вывесил информацию на сайте, этим и ограничился. В других компаниях менеджеры обзванивают партнеров. Вы считаете, что розничные продавцы должны все время мониторить ваш сайт?
— То, что видят агентства, сталкиваясь с системой бронирования, — только вершина айсберга. На самом деле, у нас достаточно уникальная технологическая платформа, которая автоматизирует многие процессы. Некоторые пытаются двигаться в этом же направлении, но пока аналогов мы не видим. Человеческий фактор из работы максимально убирается, а с ним и возможность ошибок. «Человечности», действительно, становится меньше, но устойчивость, качество услуг и рентабельность компании повышаются. Что касается описанной ситуации, то здесь мы рекомендуем каждому профессионально выполнять свою часть работы. Мы же просим туристов накануне обратного рейса подойти к информационной стойке в гостинице и проверить, в какое время он состоится, потому что возможны изменения. Так вот, агентство тоже должно беспокоиться о клиенте и за сутки до вылета проверять сведения на нашем сайте.
— Туристическая общественность интересуется, не приходит ли вам мысль о продаже бизнеса? Говорят, вы оцениваете его в $1 млрд…
— Оценка бизнеса — вещь увлекательная, до тех пор, пока денег не заплатили, можно говорить что угодно… Готовы ли мы продать его? Почему бы и нет! Только кто осилит? Наши олигархи заняты своими отраслями, где рентабельность гораздо выше. А иностранцы очень аккуратно заходят в Россию. То отношение к частному бизнесу, которое царит у нас в стране, серьезных инвесторов пугает. Они не понимают, что и когда будет национализировано, что приватизировано, в какую сторону изменятся законы... Да, все крупные мировые игроки туризма уже здесь, но что они сделали? Дешево взяли не первосортный товар, чтобы посмотреть, как он пойдет.
— Такой любопытный вопрос: «Складывается впечатление, что сам А. Буртин отличается порядочностью и старается вести дела соответственно. А как он действует, когда нужно поступиться принципами ради результата?»
— Для нашей компании стандарты подходов более важны, чем финансовый итог. Если мы о чем-то договорились, то выполняем свои обязаттеьства. Лично я стремлюсь не персонифицировать бизнес. Когда приходится вести дела с несимпатичными людьми, просто рассматриваю это как контракт и действую в его рамках, больше ничего.
— Многие на рынке подметили чувствительную реакцию TEZ на Coral и хотят знать, почему из всех турецких конкурентов вы особенно резко схлестнулись с ним?
— Мы не сошлись подходами. Их принципы ценообразования имеет разрушающее действие для всего рынка. Я в прямой беседе высказывал это мнение Джошкуну, но договориться нам не удалось. После чего TEZ обозначил турецким хотельерам свою позицию: там, где Coral, мы работать не будем.
— И напоследок: «Ряд ключевых постов в TEZ занимают родственники — вы приветствуете семейственность в бизнесе?»
— О какой семье речь? Мы с Синигибским — не Дольче и Габбана!..
Подготовила Алина Гордеева